Искусствовед, сооснователь международного клуба художников «ASM-Club» Тамара Танатарова рассказала о причинах оживлённости торгов, которые начинаются с 1 рубля
3 декабря пройдёт онлайн-аукцион, на котором будут выставлены работы Аркадия Рылова, Василия Сурикова, Бориса Кустодиева, Валентина Серова и других художников по стартовой цене в 1 рубль. В настоящее время идут предаукционные торги, а уровень лидирующих ставок по отдельным лотам уже достиг 6 млн рублей. Такую информацию сообщает пресс-служба аукционного дома «Литфонд».
По текущей оценке, кустодиевский эскиз костюма Даши для оперы «Вражья сила» торгуется на уровне 5,5 млн рублей. В то же время текущая ставка за пейзаж Аркадия Рылова «Весенний разлив» составляет 1,1 млн рублей. Эскиз женского платья под авторством Натальи Гончаровой может быть продан за 4,2 млн рублей. Однако чем обусловлен такой стремительный скачок от рубля до миллионов?
О том, почему аукционисты задают минимально допустимую планку на торгах и как это влияет на поведение коллекционеров, рассказала «Арт-Инфо» Тамара Танатарова, сооснователь международного клуба художников «ASM-Club».
— Это стандартная практика аукционов – начинать с минимальной ставки. Зачем? Классика продаж – привлечь внимание и сыграть на желании покупателей выиграть и купить дёшево. Но этим самым в 99% случаев аукционы с минимальной ставкой разгонятся потенциальными покупателями до нужной суммы.
Абсолютное большинство покупателей аукционов — коллекционеры
— Как это работает с точки зрения продаж? На аукционах художественных не бывает случайных людей. Абсолютное большинство – это коллекционеры, которые ищут экземпляры в частное собрание. Они могут атрибутировать выставляемый предмет и знают реальную рыночную цену. Тем не менее, многим хочется купить подешевле, что вполне обоснованное желание. Таких желающих находится достаточно много, поэтому ставка очень быстро достигает реальной рыночной цены. А далее уже начинается социальная психология поведения покупателя.
Эксперт становится уверен в своей победе на торгах
— С момента первой ставки покупатель, даже достаточно равнодушный к будущей покупке, привыкает к выставленному на торги экземпляру. Столь длинный контакт вызывает ощущение и уверенность в удаче. Объект уже «примеряется» в коллекцию, и постепенно, ставка за ставкой, к нему начинают относиться как к «своему». Покупатель поменял отношение с равнодушного на «мой предмет коллекции». Далее, цены повышаются по экспоненциальной: из объекта на продажу – битва идет за «свою вещь». Выигрывает — или проигрывает? — тот, у кого больше денег и желания сражаться за своё.
Однако «Литфонд» представил своим участникам не просто полотна, которые могут стать очередной вещью. Речь идёт о настоящих шедеврах, не по достоинству оценённых публикой. По мнению эксперта, презентованные на аукционе картины могут мыть частным собранием одного человека.
— Есть изумительные работы, чувствуется незримое присутствие за этим несколько хаотичным набором артефактов коллекционера, который много лет собирал свой художественный фонд.
— Кстати, есть несколько недооценённых лотов и явно переоценённых. Про переоценённые не буду, уже через несколько дней увидим результаты. А вот про недооценённые скажу: обратите внимание на полотно Белютина [Элий Михайлович, советский художник — прим. ред] — если у вас есть возможность, то обязательно попробуйте побороться за его работу!
Таким образом, аукционная ставка с 1 рубля — маркетинговый ход и профессиональная гонка для коллекционеров. Стремление участников торгов купить дешевле разгоняет ставку лота до максимальных показателей. Этим и объясняется, как стоимость экземпляра повышается до миллионов, хотя стартовала с рубля.
Добавить комментарий