Фото: foma.ru

Путь на бывшую дачу Валентина Распутина туристу может показаться тяжёлым, но красивым, ярким и даже лихим

Сначала вы в Листвянке садитесь на паром, который переправляет между Байкалом и истоком Ангары сотни людей, машин, животных и птицу. На берегу вас – опять же не без лихачества – обдает паром ретропаровоз Кругобайкальской железной дороги. Ветер сносит дым к поселку, и вы видите вычищенный дождями чугун и улыбку помощника машиниста. Прибавьте ходу, пока тот же помощник не прибавил пару. Идите мимо списанных пароходов, мимо полузаброшенных строений, переходите железку, и там, где расступаются скалы, ищите взглядом сирень под отвесной скалой. За её кустами и будет бывшая дача Валентина Распутина, которую вот уже много лет друзья писателя, его родственники и поклонники пытаются сделать мемориальным музеем. И вот теперь, кажется, над этой идеей забрезжил свет.

Выглядит дача Распутина просто: веранда, крохотная кухонька и такая же комнатка с окнами на две стороны. Сегодня здесь живет свояченица писателя Евгения Ивановна Молчанова и ее муж, поэт Владимир Скиф.

В порту Байкал Распутин написал свою самую проникновенную повесть «Прощание с Матерой», а также многие рассказы, в том числе знаменитый «Что передать вороне?». О даче писатель упоминал во многих своих произведениях. В эссе «Байкал предо мною…» признался, что жизнь здесь вспоминает «как лучшее, по мне сшитое из всего, что выпадало затем во многих поисках и бытовых одеждах».

Евгения Молчанова говорит: «У нас нет ни здоровья, ни денег, чтобы привести в порядок эту кухоньку, место, где рождались произведения Валюши, но я считаю, что открыть здесь музей – дело чести для сибиряков». Памятное место до недавнего времени было на замке, который, кстати, сам Распутин когда-то и купил. Но буквально на днях в порту Байкал побывал президент Российского книжного союза Сергей Степашин, который любит распутинскую прозу и публицистику. Увидев «халупу» и попробовав угощения Молчановой, он пообещал поговорить с губернатором Иркутской области Игорем Кобзевым, «чтобы вопрос решился наверняка». Поговорил и пообещал, что музей будет.

Представитель музея Валентина Распутина в Иркутске Елена Манушкина этой новости сильно обрадовалась: «Было бы неплохо со временем сделать музеем всю дачу, но пока можно начать и с кухоньки, ведь мы все равно возим туда экскурсии, у нас есть целый тур “Порт творчества Байкал”». Все так быстро закрутилось, что здесь уже начали собирать экспонаты. Евгения Ивановна отдала конверт, заполненный рукой Валентина Григорьевича, где было полно ошибок со словами о том, что Валентин Распутин любил её подкалывать, и однажды написал вот такое письмо, что даже девочки на почте взялись за сердце. Конверт и письмо вполне могут стать экспонатом нового музея. Как и еще сотни документов и вещей, до сих пор хранившихся только у родственников. А вот тот самый замок, которым Распутин закрыл свою кухоньку, теперь экспонат другого музея в Брянске. Его у Владимира Скифа выпросил еще один участник недавней делегации, председатель Союза писателей России Николай Иванов. Сам Скиф говорит: «А я ему и отдал. Думаю, получилось символично. Так сказать, двери к Валюше открылись».

ПРЕД.
СЛЕД.

Добавить комментарий

Смотрите также